Матеріали категорії

Відвідувачі

ФОРМА №4: все, что вам нужно знать о представлении информации о бенефициарах

Закон о госрегистрации До 25 мая юрлица должны подать информацию о конечных выгодополучателях. Учитывая это, мы обобщили всю необходимую информацию о представлении формы №4: кому, когда, как и что будет, если не сделать этого вовремя

Законом от 14 октября 2014 года №1701 был внесен ряд изменений в Закон о госрегистрации и предусмотрено, что ЕГР юрлиц и физлиц-предпринимателей должен содержать информацию о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица, в том числе контролере его учредителя, если учредитель — юридическое лицо (ст. 17 Закона о госрегистрации).

В п. 2 раздела ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона №1701было предусмотрено, что юрлица, зарегистрированные до вступления в его силу, подают госрегистратору сведения о своем конечном выгодоприобретателе (выгодоприобретателях), в том числе конечном выгодоприобретателе (выгодоприобретателях) их учредителя, если учредитель — юридическое лицо, в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного Закона. Закон вступил в силу 25 ноября 2014 г., соответственно информацию необходимо подать до 25 мая.

Поэтому все юридические лица должны до 25 мая 2015 года подать информацию о физлицах, которые являются их бенефициарами. Фактически подавать такую информацию следует и тем, у кого учредителями являются физлица, и тем, у кого в учредителях значатся юрлица, раскрывая информацию о физлицах — реальных собственниках, инвесторах и менеджменте предприятий.

Кто является бенефициарами

По своему существу конечным бенефициарным собственником является физическое лицо (всегда!), которое независимо от формального владения имеет возможность оказывать решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц. Кроме того, признаком того, что лицо является бенефициаром, является его возможность осуществлять влияние путем прямого или опосредованного (через другое физическое или юридическое лицо) владения одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и/или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25 или больше процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице. Все лица, которые по своей сути является агентами, номинальными держателями (номинальными собственниками) или только посредниками в отношении такого права, в состав бенефициаров не входят.

Представление информации

Информация предприятиями о своих бенефициарных собственниках подается по так называемой форме 4 (Регистрационная карточка о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденная приказом Минюста от 14 октября 2011 года №3178/5 в редакции его приказа от 10 апреля 2015 года №529/5). В конце страницы с информацией о конечных бенефициарных собственниках поле «Включено» должно содержать галочку.

Такая форма должна содержать информацию обо всех бенефициарах независимо от того, сколько их у конкретного предприятия (на каждого бенефициара — отдельный лист).

Вопрос, как планируется контролировать и проверять правильность представленной информации, на данный момент является открытым.

Кто подает информацию о бенефициарах

Независимо от размера предприятия, его формы собственности, количества учредителей, размера дохода и от факта получения дохода как такого информацию о бенефициарах должны подавать все юрлица. Исключение составляют только унитарные государственные/коммунальные предприятия. Физические лица — предприниматели такую информацию подавать не должны.

Как подаем

Информацию о бенефициарных собственниках можно подавать либо лично госрегистратору, либо почтовым отправлением. К сожалению, электронная форма представления такой информации не предусмотрена.

Если подается регистрационное заявление на бумаге через уполномоченное лицо (в том числе работника предприятия), нужно иметь при себе доверенность (нотариальное заверение которой не требуется). Образец такой доверенности можно получить у своего госрегистратора или воспользоваться следующим:

---------------------------------------ЗРАЗОК-------------------------------------------------------

«____» _________20__року                                                                            м. Одеса

                                                     ДОВІРЕНІСТЬ

_________________________  в особі директора_______________________________,

   (Назва юридичної особи)                                                                     (П.І.Б.)                                  

 діючого на підставі статуту, уповноважує ____________________________________

                   (П.І.Б. уповноваженої особи)

       (паспорт: серія ____ номер________), виданий ___________р., представляти інтереси _______________________________________________________   в відділі державних

                                        (назва юридичної особи)

реєстраторів виконавчого комітету Одеської міської ради з питань:

-надання інформації про бенефіціарних власників (контролерів)  юридичної особи;

Для чого їй (йому) надається право подавати, отримувати та підписувати всі необхідно для цього документи.

Довіреність видана терміном на ______та дійсна до  ________року.

_________________                ______________                      ________________

         (Посада)                                                                                    (П.І.Б. керівника)

                                                      (підпис, печатка)

---------------------------------------------------------------------------------------------

Что касается почтового отправления регистрационной карточки, то обратите внимание на следующее:

Во-первых, такое отправление должно осуществляться заказным письмом (лучше с уведомлением о вручении) с описью вложения (при этом посылается только сама регистрационная карточка, доверенность не нужна);

Во-вторых, ч. 2 ст. 8 Закона №855 требует в таком случае нотариального засвидетельствования подписи заявителя на регистрационной карточке. Поскольку каждая страница регистрационной карточки в конце подписывается лицом, которое ее составляет (как правило, госрегистратор требует, чтобы это была подпись директора, засвидетельствованная еще и печатью юрлица при наличии), то нотариально потребуется засвидетельствовать каждую такую подпись.

Штрафные санкции

Законом №1701 внесено дополнение в КоАП, которым ст. 166-11 Кодексу дополнена частью 5, в которой предусматривается административная ответственность руководителя юрлица за непредставление информации о контролере госрегистратору, и за это установлен штраф от 300 до 500 н. м. д. г., то есть от 5100 до 8500 грн.

Админштрафы налагаются на основании протоколов, составляемых уполномоченными лицами. Как правило, для каждого правонарушения существует один орган, уполномоченный составлять протоколы. Однако в отношении данного правонарушения следует быть осторожным: круг органов, уполномоченных их составлять, очень широк. Так, согласно ст. 255 КоАП протоколы по ч. 5 ст. 166-11 составляют уполномоченные на это должностные лица субъектов государственного финансового мониторинга.

А в перечень таких субъектов в силу Закона о финмониторинге, входит НБУ, Госфинмониторинг, Минюст, Минэкономразвития, Мининфраструктуры, Нацкомфинуслуг и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Поэтому каждый из этих органов, если исходить исключительно из норм закона, при проверке может составить админпротокол согласно ст. 166-11 КоАП.

А вот кто из этих органов на практике будет применять данный админштраф, вопрос пока открытый. Согласно постановлению Кабмина от 31.03.2015 г. №150 «Вопрос Министерства юстиции» Государственной регистрационной службой Украины прекращено исполнение функций и полномочий. Обеспечение осуществления указанных функций и полномочий возложено на Министерство юстиции Постановлением Кабмина от 21.01.2015 г. №17 «Вопрос оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти системы юстиции».

Следует также подчеркнуть, что действующая сегодня Инструкция по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденная приказом Минюста 29.09.2010 г. №2336/5, в которой говорится о правонарушениях в сфере финмониторинга (когда Минюст составляет протоколы как субъект госфинмониторинга), содержит только указания на административные правонарушения, предусмотренные статьями 166-9 и 188-34 КоАП, а о статье 166-11 речь не идет. Поэтому вряд ли регистраторы или другие должностные лица будут составлять до внесения изменений в названную Инструкцию протоколы согласно ч. 5 ст. 166-11.

Важно и то, что согласно ст. 221 КоАП дела о рассматриваемом админправонарушении рассматриваются в судебном порядке. Соответственно для них ст. 38 КоАП устанавливает 3-месячный срок давности. Такое правонарушение является длящимся и должно исчисляться со дня его выявления. Днем выявления правонарушения в данном случае, по нашему мнению, следует считать первый день, следующий за предельным сроком представления (для юрлиц, зарегистрированных до 25 ноября, срок давности следует исчислять с 25 мая 2015 г.). Соответственно, если постановление судьи о наложении админштрафа не будет вынесено до 25 августа 2015 года, угроза применения админштрафа проходит по сроку давности.

При непредставлении информации именно до 25 мая 2015 года или за представление недостоверной информации ответственность по ч. 5 ст. 166-11 КоАП не предусмотрена.

Поэтому если информация все же будет представлена, но с опозданием, то основания для наложения штрафа отсутствуют.

Штраф может быть наложен на руководителя юридического лица или лицо, уполномоченное действовать от его имени (орган управления). Ответственность второго лица — главного бухгалтера — не предусмотрена. Ответственность руководителя не может быть возложена и на других должностные лица.

В то же время, есть ряд юрлиц, у которых информация о конечных собственниках своих учредителей отсутствует (в случае если такие учредители являются юрлицами). Поэтому даже при желании они не могут представить соответствующую информацию, в случае если учредитель такую информацию не предоставит. По нашему мнению, если руководитель юрлица обратился официально к учредителю с запросом, а учредитель ответа не предоставил или предоставил отказ, вины руководителя в непредставлении информации нет. А потому отсутствует и состав правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 166-11 КоАП. В таких случаях производство по делу подлежит закрытию по п. 1 ст. 247 КоАП (с учетом ст. 9 КоАП).

И в заключение отметим, что, учитывая огромные очереди у госрегистраторов и созданные проблемы у предприятий, ждем, по меньшей мере, переноса сроков представления данной формы.

Обсуждение темы на бухгалтерском форуме \"Дебет-Кредит\" - здесь

Бланк формы №4 - здесь

Пример заполнения формы №4 - здесь

Приказ Минюста от 10 апреля №529/5 - здесь

 UPD

Около 15:00 19 мая нардеп Оксана Продан сообщила о регистрации законопроекта 2896, которым предусматривается отсрочка в подаче Формы №4 на четыре месяца:

 Оксана Продан

Источник:

«Дебет-Кредит»

Рубрика:

Учет и отчетность / Отчетность

Теги:

Отчетность, Предприниматели, Регистрация , Штрафы

 

http://news.dtkt.ua/accounting/reposts/33922