Матеріали категорії

Відвідувачі

Закону о профессиональном самоуправлении быть?

Закон о проффесиональном самоуправленииВ свете последних преобразований, связанных с возможным подписанием соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, в Украине приобрела важность тема активизации создания самоуправляемых профессиональных организаций. Сегодня в нашей стране функционируют самоуправляемые организации адвокатов, нотариусов, специалистов по вопросам восстановления платежеспособности и банкротства, аудиторов, специалистов по недвижимости, оценщиков и иных субъектов, объединенных профессиональными интересами. Но если адвокатурой самоуправление было реализовано достаточно органично, то со стороны остальных перечисленных субъектов до сих пор звучат нарекания, вызванные несовершенством нормативной базы, регламентирующей отдельные процедурные механизмы.
Именно эта проблема, а также вопросы самостоятельности и критериев оценки работы самоуправляемых организаций были подняты на круглом столе «Пути реализации профессионального самоуправления в Украине», организованном Нотариальной палатой Украины (далее – НПУ) и Международным союзом латинского нотариата (далее – МСЛН), который представляли президент комиссии по международному нотариальному сотрудничеству МСЛН Мишелем Мерлотти (Швейцария) и казначей и секторальный ответственный комиссии МСЛН Тийт Сепп (Эстония). К участию в работе круглого стола были приглашены представители всех органов и соморегулируемых профессиональных организаций, которые созданы и работают или только создаются в Украине.

Недостаток аргументации

В ходе заседания было отмечено, что основы осуществления самоуправляемой деятельности заложены в законах Украины. Это законы об адвокатуре и адвокатской деятельности, о возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом, о нотариате, о торгово-промышленной палате, об оценке имущества и оценочной деятельности, об оценке земель и др. Также существует ряд законопроектов авторства самоуправляемых организаций, которые достаточно длительное время находятся на рассмотрении в парламенте. Следует обратить внимание, что эти законопроекты созданы с учетом положений, прописанных в законодательстве европейских стран. Данные положения построены на приоритете принципа субсидиарности или, иными словами, вспомогательности центральных органов исполнительной власти по отношению к самоуправляемым организациям. Этот принцип не позволяет сконцентрировать все управленческие функции в органах государственного самоуправления и служит основанием для централизации властных полномочий.
С момента создания самоуправляемой организации она перебирает на себя управленческие функции, свойственные тому или иному государственному органу, курирующему определенные виды деятельности. При этом важным моментом является то, что самоуправляемая организация является единственной для своего вида деятельности, и лицо, получая право на занятие данным видом деятельности, автоматически приобретает членство в самоуправляемой организации. Потеря же права на занятие конкретной деятельностью приводит и к потере членства в самоуправляемой организации.
Однако, невзирая на то, что создавать подобные самоуправляемые профессиональные организации авторы законопроектов предлагают силами лиц, осуществляющих тот или иной вид деятельности, руководствуясь при создании принципами прозрачности и демократичности, парламентарии не спешат выносить окончательное решение. Очевидно, не в последнюю очередь такая позиция законодателя объясняется отсылкой к Основному Закону Украины, ст. 36 которого гласит: «Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан».

Не общественные организации

Правда, следует оговориться, что ссылка на ст. 36 Конституции Украины, которую допускают не только законодатели, но и отдельно взятые нотариусы, была опровергнута президентом Нотариальной палаты Украины Людмилой Павловой в ходе ее доклада, сделанного в рамках круглого стола. В частности, г-жа Павлова отметила, что говорить о добровольности или недобровольности участия лица, занимающегося профессиональной деятельностью, в самоуправляемой профессиональной организации попросту нецелесообразно. «Следует понимать, – подчеркнула докладчик, – что самоуправляемая организация не является общественной организацией, поэтому членство в ней является обязательным, поскольку не должно быть носителей профессии, которые, с одной стороны, будут лишены возможности участвовать в управлении профессией, а с другой – останутся вне проблем указанной организации и не подчинятся ее требованиям, правилам и стандартам».
Особый акцент г-жа Павлова сделала на том, что в странах, где созданы организации профессионального самоуправления, именно эти организации разрабатывают для представителей своей профессии стандарты деятельности, которые обычно принимаются в форме кодексов или правил профессиональной этики. Также самоуправляемые организации осуществляют контроль за соблюдением правил этики и определяют уровень материальной ответственности своих членов. В итоге глава НПУ выступила с инициативой создать рабочую группу по подготовке изменений в действующие законы Украины и созданию законопроекта о свободных независимых профессиях.
Эту инициативу поддержали не только нотариусы, но и оценщики, арбитражные управляющие и риелторы, которых, оказывается, тоже не устраивает организация их деятельности в том виде, в котором она существует на данный момент.
Не бояться принимать закон порекомендовал собравшимся и г-н Сепп, который рассказал, что в Эстонии подобный закон не только действует, но и полностью себя оправдывает. И это невзирая на то, что его принятие также сопровождалось высказыванием разнообразных опасений со стороны как носителей профессии, так и законодателя. Однако г-н Сепп, как и г-н Мерлотти, призвал решительно настроенных нотариусов и представителей других профессий искать компромиссы и не идти на конфронтацию с законодателем, к чему в процессе полемики наметилась определенная тенденция. Таким компромиссом стала резолюция с требованием поддержать рабочую группу, адресованная премьер-министру, Президенту Украины и другим органам власти.
__________________________________________________________________________________________
 
Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ:

Людмила Павлова, президент Нотариальной палаты Украины
– Из опыта европейских стран известно, что деятельность органов профессионального самоуправления направляется преимущественно на достижение таких целей, как: содействие организации профессиональной деятельности, в частности, посредством участия таких органов в процедурах допуска к профессии и лишения права на занятие профессией; повышение профессионального уровня членов самоуправляемой организации, а также содействие в подготовке лиц, претендующих на право осуществлять такую деятельность; представительство интересов профессии и предоставление информации о деятельности органа профессионального самоуправления; повышение уровня материальной ответственности членов профессиональной самоуправляемой организации, создание фонда возмещения; и, наконец, развитие международных связей, обмен опытом с иностранными организациями.

Мишель Мерлотти, президент комиссии по международному нотариальному сотрудничеству МСЛН
– Думаю, у инициаторов рабочей группы есть много общего. В ее рамках они смогут поделиться своим опытом в таких областях, как представительство и защита своих профессий. Возможно даже, что представители рабочей группы пойдут на объединение неких финансовых ресурсов.
Нет сомнений, что каждая профессия имеет свои достижения и преимущества, которыми она может поделиться с остальными участниками рабочей группы. Однако я хотел бы сказать несколько слов об особенностях именно профессии нотариуса. Дело в том, что нотариат должен одновременно соответствовать требованиям защиты как общественности, так и интересов государства. Это объясняется тем, что нотариат существует только потому, что государство делегировало ему часть своих полномочий. Таким образом, в законодательных рамках не существует сомнения в том, что государство имеет право сказать свое слово.

Катерина Беляева

№ 44 (212), 7 стр., 8 ноября 2013
http://sud.ua/newspaper/2013/11/08/56906-zakony-o-professionalnom-samoypravlenii-bit